Info КИЕВ

Информационный портал

Среда
Янв 19 

Из истории киевского троллейбуса

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Киевский троллейбус5 ноября 1935 года принял первых пассажиров столичный троллейбус.

Мы могли бы сегодня отмечать не семидесятую, а девяностую годовщину. В июне 1914 г. промелькнуло сообщение о том, что некая лондонская фирма обратилась к киевскому городскому голове с предложением воспользоваться при постройке новых линий трамвая системой безрельсовой электрической дороги. Безрельсовый трамвай — это троллейбус. В качестве преимущества упоминалась в пять раз более низкая, по сравнению с рельсовым путем, стоимость работ. Предложению не дали ход, а вскоре стало не до новых линий. Вернулись к идее лишь через 20 лет.

В 1934 году Киев стал столицей Украины. Это вызвало к жизни ряд мероприятий по приведению города в «подобающий» вид. О сносе многочисленных церквей и памятников известно достаточно хорошо. Не столь часто вспоминают, что с Крещатика (тогда улица Воровского) убрали трамвайную линию, построенную еще А.Струве в 1891 г.. Одновременно сняли рельсы с улицы Ленина, ликвидировав прямую связь центра с вокзалом. Планировалось, что на смену трамваю придет новый вид электротранспорта.

В феврале-марте 1935 года начались подготовительные работы. Выделяют средства на закупку семи машин, и в Москву отправилась делегация трамвайного треста. Предусмотрели, что если возникнут проблемы с получением готовых машин, то из Москвы поставят только кузова и оборудование, а сборка будет производиться на заводе имени Домбаля (КЗЭТ). Троллейбусы должны были отправиться по трассе бывшего 2-го трамвайного маршрута: вокзал — площадь III Интернационала (Европейская), по бульвару Шевченко, улицам Пироговской, Ленина и по Крещатику. Временный гараж для троллейбусов предполагалось создать возле вокзала — на берегу Лыбеди подготовили строительную площадку. Проект выглядел логично: покрывались бы все снятые трамвайные пути, за исключением одного квартала от ул.Ленина до Бессарабки. А дальше начались странные вещи.

Было окончательно решено, что в Киев придет одна готовая машина, а еще четыре соберут на заводе Домбаля. Но в августе в горсовет подали на утверждение проект, предусматривавший открытие движения по маршруту площадь III Интернационала — улица Толстого, по Крещатику и Красноармейской. Это уже было отклонение от первоначального плана: утраченную связь с вокзалом не восстанавливали.

Троллейбусы готовили в первый рейс к годовщине Октябрьской революции. В начале сентября с московского завода «Ремкуз» прибыл первый готовый троллейбус-образец. В предвкушении пуска нового вида транспорта освободили от трамвайных рельсов оставшуюся часть его будущей трассы, от Бессарабки до площади Толстого. И вот, когда до открытия движения оставался месяц с небольшим, был произведен поворот на 180 градусов: троллейбусы отправляли от площади Толстого не вверх, а вниз! В конце сентября утвердили новую трассу — от площади Толстого до завода имени Домбаля (рядом открывался гараж — ныне 1-е троллейбусное депо). Это была основная причина «переворота». Да, пуск первой очереди от места постоянного расположения депо — естественная вещь; но с учетом этого можно было подождать с ликвидацией трамвая на Крещатике.

Киевский троллейбусНесмотря на авральные изменения, сроки открытия трассы не сорвали. Ударными темпами была смонтирована контактная сеть, и в ночь на 3 ноября новенькие темно-зеленые с кремовым верхом троллейбусы отправились в пробный рейс.

5 ноября в 17 часов торжественно открыли движение. На трассу вышли четыре машины, проходившие путь за 10 минут, с пятью промежуточными остановками: от угла Красноармейской и Пятакова (Саксаганского) до Красноармейской, 119. В первый вечер пассажирами стали 1629 человек (одна машина была рассчитана на 36 сидячих и 10 стоячих мест). «Почти каждый раз из троллейбуса выходят целые семьи, сделавшие несколько непрерывных рейсов», — писала газета «Бiльшовик».

Отрапортовали, отпраздновали, наградили... А как же пассажиры и их запросы? Троллейбусная трасса не перекрывала ни метра снятых трамвайных путей, зато сама покрывалась трамваем на 100%! Первоначальный план стали осуществлять во вторую очередь. Трассу от площади Толстого через Ленина и Пироговскую до вокзала предполагали сдать еще к концу 1935 года, но запустили только 2 июня 1936 г. Только 2 октября 1937 года ввели в строй второй и последний участок на Крещатике, до площади III Интернационала. Так образовались три довоенных маршрута: №1 — от вокзала до завода Дзержинского; №2 — от вокзала до площади III Интернационала», №3 — от площади III Интернационала до завода Дзержинского. Некоторое время на самом интенсивном участке: площадь III Интернационала — площадь Толстого — действовал маршрут №4. Троллейбусы остановились с уходом из Киева советских войск 19 сентября 1941 г., и движение во время нацистской оккупации не возобновлялось.

Немцы разобрали контактную сеть и вывезли почти весь подвижной состав. Движение восстановили 6 ноября 1944 г., ровно через год после освобождения Киева, по тому же маршруту, что и девятью годами ранее: площадь Дзержинского — площадь Толстого. В конце апреля 1945 года троллейбусы вновь пошли на вокзал, в сентябре того же года — к площади Сталина (Европейской). Первые два послевоенных года остро не хватало исправных машин. По двум маршрутам ходило всего около десятка троллейбусов. В 1947 г. пришло пополнение, появилась возможность усилить существующие маршруты и открыть новые. В сентябре открылся третий маршрут площадь Сталина — площадь Толстого, а 6 ноября (!) — новая линия от Крещатика к кабельному заводу и 4-й маршрут.

Позднее провода протянули по Автостраде (бульвар Дружбы народов), в Голосеево, в аэропорт Жуляны, на Сырец, Куреневку... В 1960 г. открыли пять новых маршрутов! Тогдашний бум связывали, в частности, с именем Никиты Сергеевича, большого любителя не только кукурузы, но и троллейбусов. Большая часть киевских линий строилась с нуля, для обеспечения транспортом растущих жилых массивов, но некоторые — в качестве замены трамвайных. В 1959 г. второй раз ликвидировали главную трамвайную магистраль Киева — после Крещатика эту роль играла линия по Владимирской — и пустили там троллейбус. Вскоре признали, что это решение было преждевременным. На троллейбус взвалили непосильную нагрузку: новые маршруты открывались настолько быстро, что для них не хватало подвижного состава. Чуть позже, в июле 1960 года, отвечая на вопросы читателей «Вечернего Киева», начальник трамвайно-троллейбусного управления П.С. Макаренко заявил: «В Киеве гористый рельеф. И поэтому наилучшим видом электротранспорта в нашем городе является трамвай... — и тут же добавил: — Хотя, конечно, троллейбусом удобнее ехать».

Уже тогда планировалось пустить троллейбусы по улицам Саксаганского и через мост Патона до Ленинградской площади. «Пойдут они и там, где сейчас приходится пешком ходить (и сегодня! — С.М.), — по улицам Полупанова, Свердлова (Ярославов Вал, Прорезная — С.М.)...» — писала та же газета годом позже. 3 ноября 1960 года (досрочно) запустили троллейбус из центра на Печерск; читатели наверняка его помнят — №20. Трамвай с его трассы убрали не сразу, а через полтора года.

Развитие сети троллейбусного парка, хоть не в таком темпе, но продолжалось и в последующие три десятилетия. 6 ноября (!) 1981 года открылся 27-й маршрут по «малому кольцу» до станции метро «Петровка». 5 ноября 1983 года троллейбусы впервые пересекли Днепр: по Московскому мосту на Воскресенку отправился 29-й маршрут…

Троллейбусное хозяйство пришло в упадок на рубеже 80—90-х годов. Новые машины практически перестали закупать, старые приходили в негодность. Ради сообщения с Троещиной стали жертвовать троллейбусным движением в центре. Убрали троллейбус с тех же улиц, на которых ради него избавлялись от трамвая! Лишились электротранспорта Красноармейская, Б.Хмельницкого, Владимирская, Толстого, часть бульвара Шевченко и Крещатик.

В последние годы строительство троллейбусных линий возобновилось, но в значительной мере нынешняя деятельность направлена скорее на тривиальную «показуху» — реальные проблемы Киева она не решает, а часто усугубляет.

Зеркало недели

 



+++ Ваша реклама здесь всего 30 грн. в месяц +++ Фотографии Киева смотреть здесь +++

Единая страна / Єдина країна

Баннер



При полном или частичном использовании материалов портала ссылка на infokiev.com.ua обязательна (в интернете - гиперссылка).
Info Киев не несет ответственности за достоверность информации опубликованной в рекламных объявлениях и републицируемых материалах.
Ответственность несут авторы информации. Info Киев может не разделять точку зрения авторов статей.

English French German Polish Russian Ukrainian
© 2022 Info КИЕВ. Все права защищены..