Info КИЕВ

Информационный портал

Среда
Янв 29 

Тайна туннеля под Днепром

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Объект № 1 на Оболони, фото ОБОЗКиев, как и любой другой город, имеет тайны. Вот, например, туннель под Днепром.

Собственно, назвать это секретом можно только условно, ибо еще живых нескольких участников строительства подземного пути, который должен был пролегать под руслом главной реки Украины. Один из них, а именно Самуил Аронович Ямпольский, который недавно отметил свое 92-летие, рассказал некоторые детали грандиозного проекта.

История подземок, а их в нашем городе прокладывали под Днепром аж две, берет начало в далеком 1936-м, когда СССР начал готовиться до войны. Наступательной или оборонной — то не слишком важно. Ведь при обоих вариантах наиболее уязвимыми являются мосты. Так вот стремление спрятать эти стратегические объекты от враждебного глаза — вполне понятное. Один туннель решили возводить на северной околице Киева — от Петровки к Вигуривщине, второй — на южной, именно от Чапаевки к Осокоркам. За выполнение далекоидущих планов отвечал Наркомат путей сообщения. Начальником строительства назначили Михаила Терпигорева — сына известного российского горного инженера. Руководили работами преимущественно московские специалисты. Ясное дело, привлекали и местный люд — в первую очередь морально стойких граждан, с высоким профессиональным уровнем.

На этапе подготовки выполнили колоссальный объем работ: обустроили подъездные пути, построили бетонные своды, составы, линии электропередач, жилые дома, общежития, столовые... В целом работало 12 тысяч лиц. И все это тихо, без огласки. Как к тому и стремились тогдашние вожди. Что делалось в СССР в канун войны, теперь хорошо известно. За неосторожное слово можно было радикально изменить прописку, направившись за несколько тысяч километров к востоку или север.

На южном отрезке работы продвигались быстрее, чем на северном. Глубина залегания будущей трассы определяла способ строительства. Так, на подходах к Днепру сначала копали котлованы, а на глубине свыше десяти метров применяли метод щитового прохождения. Чтобы ускорить темпы, свели три секции, в которых установили четыре проходочных щита. Дорога пролегала через остров Водников. Именно там и расположили туннельную секцию с наиболее длинной вертикальной частью — шахтой. Через нее подавали материалы, стесненный воздух и механизмы, выбирали почву, поднимали и спускали рабочих.

Смонтировали два щита, которые должны были пройти под главным руслом и правобережным проливом. Потом их должны были подвести к туннельным секциям на берегах. Глубина прокладки пути достигала 30 метров, внешний диаметр "труби" из чугунных тюбингов составлял 8,2 метра. Что это была за сооружение, можно увидеть и сегодня. Невзирая на семидесятилетний возраст, она хорошо сохранилась. Другое дело, что немногие догадываются, какой раритет возвышается над Днепром.

К середине июля 1941-го успели пройти почти четверть общей длины южного туннелю. самый длинный его участок (почти 400 метров) построили с использованием щита. Приблизительно такую же (до 500 метров) свели на правом берегу. И в настоящее время она тянется вдоль пути на остров Водников. Впрочем, частично затопленная в результате поднятия уровня воды после создания Каневского гидроузла. Фрагмент подземки сохранился и на левом берегу Днепра, в районе Осокорков.

На северном объекте сделали сравненный немного: успели только смонтировать туннельную секцию, установив в ней проходочной щит. Именно она и виднеется напротив жилищного массива Оболонь с километр выше от московского моста. В свое время ее использовали как состав. Теперь там веют ветры, по ночам укают совы и прячутся от ненастья беспризорные собаки.

Виктор Вишневский

Перевод на русский язык  Info Киев

>>> Часть 2 <<<

> Видео

 



+++ Ваша реклама здесь всего 30 грн. в месяц +++ Фотографии Киева смотреть здесь +++

Единая страна / Єдина країна

Баннер




При полном или частичном использовании материалов портала ссылка на infokiev.com.ua обязательна (в интернете - гиперссылка).
Info Киев не несет ответственности за достоверность информации опубликованной в рекламных объявлениях и републицируемых материалах.
Ответственность несут авторы информации. Info Киев может не разделять точку зрения авторов статей.

English French German Polish Russian Ukrainian
© 2020 Info КИЕВ. Все права защищены..