Info КИЕВ

Информационный портал

Понедельник
Окт 14 

История Почтовой площади

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Реконструкция на Почтовой площади 2012 г.Первое серьезное преобразование того места, где теперь расположена Почтовая площадь, проводилось в середине XIX века.

Оно было связано с прокладкой Набережного шоссе, которое вело к Цепному мосту (открытому в 1853-м). Благодаря новому транспортному статусу на разъезде в начале Подола решили устроить станцию для приема почтовых дилижансов. Чтобы им удобнее было подъезжать, перед станцией насыпали просторную площадку.

Так был построен почтовый домик, давший площади ее нынешнее название, - тот самый, который теперь покрылся трещинами из-за непродуманных действий сегодняшних строителей. Надо сказать, что дилижансы начали прибывать сюда далеко не сразу после ввода в действие Набережного шоссе. Проект почтового подворья предусматривал, кроме станции, еще несколько построек. Их практические функции довольно долго согласовывались между Киевом и Петербургом, не раз пересматривались, что вело к изменению проекта. В результате возведение небольшого одноэтажного дома длилось... тринадцать лет! Первоначальный проект был утвержден в 1852 году, а открытие почтовой станции состоялось в 1865-м.

Со стороны Днепра здесь долгое время не было капитальных построек. У самого берега располагались дебаркадеры пристаней, а рядом прямо на земле складывали лес, мешки и другие грузы.

Часовня. Почтовая площадь

Сперва на площадь у въезда на Подол прибывали только извозчики да конные дилижансы. Но в начале 1890-х годов здесь пролегли рельсы первого киевского трамвая, курсировавшего по Владимирскому спуску. Была сделана попытка эксплуатации вагона с паровым двигателем, однако такой транспорт показался слишком неудобным - и в июне 1892-го через площадь начали возить пассажиров электрические трамваи.

Павильон трамвайной станции Почтовая площадь (1930 г.г.)

Трамвайная линия поначалу проходила только мимо площади. Но затем рельсы появились и со стороны Набережного шоссе. Здесь сто лет назад, в октябре 1912 года, стартовало движение вагонов по особому маршруту - пересекавшему Днепр по Цепному мосту (на месте нынешнего моста Метро). Одна его ветка доходила до Дарницкого вокзала, а вторая, законченная осенью 1913-го, тянулась до самых Броваров! Только электричество на этих линиях отсутствовало. Были использованы так называемые "мототрамваи": рельсовые вагоны на 24 места с бензиновым двигателем. К ним можно было добавлять еще прицеп. Правда, на мосту распоряжалось путейское начальство, которое поначалу перестраховывалось и требовало пропускать отдельно сначала мотовагон, а потом уже прицеп (для этого у моста держали "дежурную" лошадь). Лишь со временем трамваю с прицепом дали "зеленый свет".

Мототрамвай на Подоле. Фото 1920-х гг.

Трамвайное сообщение с Броварами было восстановлено и в советское время, его даже электрифицировали. Потом, после войны, рельсы проложили по мосту Патона. Но не так давно на наших глазах трамвайная связь между двумя берегами Днепра была разорвана, и на Набережном шоссе теперь ликвидирован рельсовый путь...

Важной страницей в истории Почтовой площади стало строительство нового Речного вокзала, завершившееся в 1961 году. В то время речной транспорт был не только прогулочным увеселением, как теперь, но и достаточно востребованным средством транспорта - как внутригородского, так и междугородного. Ежедневно Речным вокзалом пользовались тысячи пассажиров. Но его постройка была только частью общего преобразования площади, которое долго планировали - да так и не осуществили. В результате у тех, кто выходил на площадь из вокзального здания, возникали неудобства: им приходилось с вещами в руках пересекать оживленную магистраль, а затем и трамвайный путь.

Проект транспортного тоннеля у Речного вокзала. Вариант 1990-х гг.

Такая ситуация длилась не один год. В 1976-м на Почтовой площади появилась станция метро, под улицей Жданова (Петра Сагайдачного) проложили подземный переход. Однако к Речному вокзалу по-прежнему трудно было подойти. И вот наконец в конце 1978 года было принято временное решение: перебросить над площадью пешеходный мостик из железобетона и гранита. Он был сооружен ударными темпами - за один месяц (при норме в три). Говорили, что мостик простоит недолго - пока не начнутся капитальные работы по сооружению развязки на площади.

Почтовая площадь до реконструкции

Как мы теперь убедились, это "недолго" затянулось на 34 года. Надземный переход разобрали лишь недавно, в ходе нынешней реконструкции Почтовой площади. Впрочем, она проводится уже не в интересах речных пассажиров (которых почти не осталось), а прежде всего ради проезжающих машин.

© Михаил КАЛЬНИЦКИЙ

КП в Украине

 



+++ Ваша реклама здесь всего 30 грн. в месяц +++ Фотографии Киева смотреть здесь +++

Единая страна / Єдина країна

Баннер



При полном или частичном использовании материалов портала ссылка на infokiev.com.ua обязательна (в интернете - гиперссылка).
Info Киев не несет ответственности за достоверность информации опубликованной в рекламных объявлениях и републицируемых материалах.
Ответственность несут авторы информации. Info Киев может не разделять точку зрения авторов статей.

English French German Polish Russian Ukrainian
© 2019 Info КИЕВ. Все права защищены..