Info КИЕВ

Информационный портал

Вторник
Дек 11 

История Киево-Печерской лавры

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Успенский соборИскусство – это то прекрасное,
что талантливые люди сумели создать,
что свидетельствует о красоте,
nо силе человеческой души.

Века прошумели над крутыми днепровскими склонами, оставив о себе память на страницах пожелтевших рукописей, в которых летописцы величали Киев-столицу могучего государства Киевской Руси - "прелестью мира" и матерью городов русских'''.

Сегодня во всем своем светлом великолепии раскинулся Киев по обоим берегам древнего Славутича, шагнув широкими проспектами, зелеными улицами и парками далеко за пределы своих былых границ, по праву снискав себе славу одного из красивейших городов мира. В любое время года он прекрасен и гостеприимен, и миллионы туристов стремятся побывать в этом городе, где красота природы и творений рук человеческих слились воедино, где заботливо сохраняются удивительные памятники архитектуры, созданные за 15 столетий славной истории города.

Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник... На протяжении почти девяти столетий трудом народных мастеров складывался его облик. Уникальные художественные памятники, входящие в комплекс заповедника, отражают сложный путь развития отечественной культуры - ведь каждая эпоха оставила здесь свой след.

Архитектурный ансамбль заповедника состоит из трех различных по величине групп: на относительно ровном плато находится Верхняя лавра, на откосе горы расположились сооружения на Ближних пещерах, а дальше, на возвышенности, разместилась группа построек на Дальних пещерах.

Но летописным данным, Печерский монастырь был основан в 1051 году - о первых лаврских пещерах упоминает "Повесть временных лет". Спустя некоторое время здесь появились наземные храмы, а пещеры стали местом захоронения. Стремясь усилить свою власть, князья, видевшие в православной церкви идеологическую опору владычества феодалов, всячески поддерживали Печерский монастырь, щедро дарили ему золото и богатые земельные угодья. Сознавая свое экономическое могущество, монастырь активно вмешивался в дела князей, старался влиять на общественную и политическую жизнь.

Большая колокольняС 70-х годов XI века в Киево-Печерской лавре велось интенсивное строительство каменных сооружений. В 1073-1089 гг. был построен и расписан Успенский собор, в начале XII века - Троицкая и Трапезная церкви, а в конце XII века монастырская территория была обнесена каменными крепостными стенами. Возведение и украшение этих храмов имело огромное значение в развитии древнерусского зодчества. Вырабатывались новые черты культовых зданий, совершенствовалось мастерство зодчих, быстро развивались живопись и прикладное искусство, постепенно складывались основные направления местных художественных школ.

В лавре жили и работали известные летописцы, ученые, врачи, зодчие и живописцы - Иаков, Никон, Иоанн, Агапит, Дамиан, Армении, Алипий, Григорий. Здесь около 1113 года летописцем Нестором был составлен выдающийся памятник древнерусской литературы "Повесть временных лет"" - основной источник наших знаний по истории Киевской Руси, которая, по словам академика Б. А. Рыбакова, была "юностью и молодостью трех братских народов - русского, украинского и белорусского, живших тогда еще одной семьей и составлявших единую древнерусскую народность"'. Много тяжелых испытаний выпало на долю Киева за его многовековую историю... В 1240 году город был разорен и разграблен полчищами степных кочевников; во второй половине XIV века он попал под власть княжества Литовского, а затем - шляхетской Польши. Стремление к воссоединению восточнославянских народов больше всего страшило захватчиков. При помощи унии (союза православной и католической церквей под главенством папы римского) они пытались разорвать связи украинского и русского народов. В условиях обострения классовых и религиозных противоречий в Киево-Печерской лавре в 1615 году была основана типография, вокруг которой группировались видные общественные деятели, литераторы, ученые и художники-граверы - Елисей Плетенецкий, Захария Копыстенский, Иов Борецкий, Петр Могила, Афанасий Кальнофойский. В 1626 году известный ученый и поэт Памво Берында издал первый печатный словарь "Лексикон славеноросский и имен толкование", а в 1674 году увидел свет первый труд по отечественной истории Иннокентия Гизеля - "Синопсис" Кроме сугубо богословских книг, здесь издавались буквари, календари, стихи, учебники по истории и языкознанию. Книги эти пробуждали сознание народа, формировали общественное мнение, призывали к борьбе против униатов.

После воссоединения Украины с Россией в 1654 году в условиях экономического и культурного подъема на территории монастыря были возведены новые архитектурные комплексы, дополнившие и эстетически обогатившие ансамбль.

В конце XVII- начале XVIII в. феодально-крепостническое хозяйство лавры достигло наибольших размеров. В ее владении было три города, семь местечек, 120 сел и хуторов с 56 тысячами крепостных крестьян. В вотчинах монастыря насчитывалось несколько сотен промышленных предприятий и торговых заведений. Огромные доходы от эксплуатации трудящихся позволяли лавре вести грандиозное по тем временам строительство.

Монументальное искусство было в руках церкви сильным средством пропаганды религиозной идеологии. Огромные размеры храмов и пышное богослужение призваны были оказывать определенное воздействие на сознание народа, укреплять у него религиозные верования, вселять мысль о покорности царю и церкви В1718 году в ночь с 21 на 22 апреля от непогашенной свечи в келье лаврского наместника начался страшный опустошительный пожар, уничтоживший все деревянные постройки и повредивший каменные сооружения. В огне погибли неоценимые исторические сокровища, библиотека редких книг и рукописей, живопись, коллекция тканей . В восстановлении архитектурного ансамбля лавры наряду с украинскими зодчими и народными мастерами И. Григоровичем-Барским, С. Ковниром, И. Рубашевским, В Стефановичем, Ю. Белинским работали известные русские архитекторы Ф. Васильев, И.Г. Шедель, И. Мичурин, П. Неелов, инженеры Д. Дебоскет, А. Тучков, С. Челакаев, "каменного строения художник" Д. Аксамитов, "каменных дел подма-стерий" И. Каландин.

К середине XVIII века в живописном амфитеатре днепровских склонов сложился архитектурный комплекс Киево-Печерской лавры, сохранившийся до наших дней. В сентябре 1926 года правительство Советской Украины, руководствуясь ленинскими положениями о сохранении культурного наследия, объявило территорию лавры Киево-Печерским государственным историко-культурным заповедником. В период временной оккупации Киева фашистские захватчики ограбили музеи заповедника, разрушили памятники культуры и взорвали древнейший Успенский собор. После освобождения города, уже в мае 1944 года, заповедник возобновил работу. Началось планомерное восстановление и реставрация памятников. Ежегодно государство выделяет на это значительные средства.

На территории заповедника, площадь которого составляет 28 гектаров, находится около ста исторических сооружений, 42 из которых являются уникальными образцами отечественного зодчества.

Ансамбль Киево-Печерского заповедника - свидетельство таланта наших предков, сумевших на протяжении веков, несмотря на жестокое социальное и национальное угнетение, создать и донести до нашего времени свои прекрасные творения.

Если смотреть на Киев с левого берега Днепра, взору предстает сверкающий золотыми куполами комплекс древних сооружений бывшей Киево-Печерской лавры, удивительно уютно разместившийся на высоких днепровских холмах. На протяжении многовековой истории лаврские строения неоднократно подвергались разрушениям Но шло время, и они поднимались из руин и пепла, возрожденные руками талантливых мастеров. До наших дней сохранились древнейшие памятники зодчества XI-XII вв. - остатки Успенского собора, Троицкая надвратная церковь и церковь Спаса на Берестове, свидетельствующие о том, что уже в эпоху Киевской Руси было положено начало архитектурному ансамблю Печерского монастыря, где размещение каждого здания композиционно оправдано.

В центре Соборной площади возвышался Успенский собор, уничтоженный фашистами Сейчас сохраняются законсервированные руины - остатки стен и двух столбов, а с юго-западной стороны - Иоанно-Богословский придел XVII века. Летопись сообщает, что закладка собора состоялась в 1073 году, а в 1089 году все работы были завершены. Кроме греческих мастеров, в украшении храма фресками и мозаиками принимал участие известный древнерусский художник Алипий Строгие монументальные формы Успенского собора и единственный высокий купол его хорошо просматривались тогда не только при подъезде со стороны города, но и с Заднепровья. Собор явился своеобразным эталоном древнерусского шестистолпного крестовоку-польного храма. По его образу и подобию "в ту же меру" строились культовые сооружения во многих городах Киевской Руси. Землетрясения, вражеские нашествия и многочисленные пожары неоднократно разрушали и разоряли Успенский собор, но всякий раз его тщательно восстанавливали После пожара 1718 года объем его был значительно увеличен Внутреннее и внешнее декоративное убранство в стиле украинского барокко придало ему легкость и пышность Такой облик храм сохранял до 1941 года.

Над главным входом в заповедник расположена Троицкая надвратная церковь. Этот памятник древнерусского зодчества (1106-1108) повторяет тип более раннего сооружения - Благовещенской церкви на Золотых воротах Вначале Троицкая надвратная церковь входила в систему деревянных оборонительных стен, а с XII века к ней примыкали каменные. Объем ее делится на два яруса: в нижнем расположены ворота, главный вход в заповедник, во втором находится сама церковь, представляющая собой образец четырехстолпного крестовокупольного храма. В первой половине XVIII века Троицкую церковь несколько раз перестраивали и обновляли. Так, с северной стороны был пристроен каменный притвор, а западный и восточный фасады украшены пышным лепным орнаментом (мастер В Стефанович) Новый грушевидный купол был тогда позолочен, а пол храма выстлан чугунными плитами, изготовленными на уральских заводах Демидова Ажурный позолоченный иконостас создали лаврские резчики по дереву Особо интересен интерьер церкви и притвора, где украинскими художниками под руководством Алимпия Галика была выполнена красочная настенная живопись в стиле барокко Росписи сделаны в яркой, жизнеутверждающей гамме Композиции отличаются четкостью рисунка, насыщенностью красок Персонажи библейских легенд изображены на фоне живописной природы Украины Здесь и голубые озера, и поросшие могучими дубами холмы, и хорошо знакомые художникам детали крестьянского быта Да и сами персонажи порой поразительно напоминают богатых казаков и знатных киевских мещан в дорогих, шитых золотом и серебром жупанах Роспись наружных стен выполнена группой художников во главе с В Сониным в 1900-1902 гг Реставрация интерьера произведена в 1982 году.

За монастырскими стенами заповедника сохранилось еще одно сооружение эпохи Киевской Руси - церковь Спаса на Берестове. Еще задолго до заселения монахами пещер в далеком X веке здесь возникло большое село Берестово - вотчина киевских князей. Построенная в 1113 - 1125 годах церковь служила фамильной усыпальницей Мономаховичей Здесь похоронены дочери Владимира Мономаха Евфимия и Евпраксия, а в 1157 году погребен основатель Москвы Юрий Долгорукий.

Это был трехнефный шестистолпный храм с тремя апсидами (до настоящего времени сохранилась лишь западная часть церкви - нартекс). Интерьеры были богато украшены фресковой живописью. Для церкви Спаса характерна кирпичная кладка с "западающим рядом". Необычная фактура стен создавалась чередованием кирпича-плинфы и широких розовых полос раствора. Фасады храма были украшены двухуступчатыми нишами, крестами. В уцелевших частях сохранились древние деревянные плоские перемычки. Восстановление оставшейся части церкви и достройка новых приделов осуществлены в XVII-XIX вв. Современный облик сооружение получило в 1813 году, когда по проекту архитектора А. Меленского была пристроена с запада колокольня в стиле классицизма. В XVII веке интерьер был расписан фресковой живописью, которая впоследствии неоднократно поновлялась маслом. О характере росписей дают представление некоторые расчищенные композиции. В 1970 году в нартексе под росписями XVII века были обнаружены древние фрески, как считают ученые, XII века, имеющие уникальное значение для изучения истории монументальной живописи Киевской Руси. Композиция "Чудесный лов рыбы", занимающая площадь около 100 квадратных метров, имеет своеобразный художественный почерк и по стилю отличается от известных киевских фресок - ей трудно найти аналогию. Основной чертой фресок является то, что они напоминают сцены, взятые из реальной жизни.

В конце XVII - середине XVIII в. сформировались основные стилистические особенности украинского зодчества. Это было время расцвета украинского барокко, когда особое внимание уделялось пластической выразительности сооружений, когда сочный орнамент стал почти полностью покрывать изящные фронтоны, обрамлять оконные и дверные проемы. Вторя зодчим, живописцы отдавали предпочтение ярким краскам, а резчики и чеканщики делали все, чтобы интерьеры сооружений были особенно нарядными и торжественными.

Лучшим из сооружений Соборной площади является Ковнировский корпус, названный по имени крепостного лавры "мастера каменных дел" Степана Ковнира, который трудился здесь более полувека. Это здание - образец гражданской архитектуры XVII-XVIII вв. Северная часть его предназначалась для книжного магазина и книжных лавок, а в южной размещались хлебня и просфорня. Ковнировский корпус увенчан шестью изящными барочными фронтонами.

Рядом расположено здание бывшей типографии Киево-Печерской лавры, построенное в стиле украинского барокко. Вначале оно было деревянным. Первый каменный этаж современного сооружения построен в 1701 году, а второй появился в 1773 году. Тогда же был оборудован проход к Ближним пещерам, который пришлось укрепить четырьмя мощными арками (аркбутанами). На Соборную площадь выходит Экономический корпус и Экономические ворота, над которыми возвышается Всехсвятская церковь. Вместе с башнями Часовой, Онуфриевской, Малярной и Кущника церковь эта входила в систему оборонительных стен Верхней лавры, построенных в самом конце XVІІ века.

Всехсвятская церковь - шедевр отечественного зодчества, жемчужина украинской архитектуры. Фасады сооружения украшены пилястрами с множеством поясков, ниш икартушей, а наличники окон обрамлены треугольными фронтончиками, что создает богатую игру светотени, придает силуэту церкви удивительную пластичность и в то же время подчеркивает четкость и стройность компактных объемов. Росписи интерьера выполнены в 1905 году учениками лаврской живописной школы под руководством художника И.Ижакевича. В архитектуре этого сооружения ярко проявились черты взаимосвязей русского и украинского зодчества, что выразилось в типичной для украинской архитектуры композиции здания и характерном для русской архитектуры декоре.

На Соборную площадь выходит также здание с высоким фронтоном, принадлежавшее когда-то наместнику лавры. Построено оно в XVІІІ веке по проекту архитектора И.Г. Шеделя. Левее находится здание бывших митрополичьих покоев. Оно было возведено в 1727 году, но неоднократно перестраивалось. Примыкает к нему митрополичья церковь (1905 г.). В этих двух зданиях расположился Государственный музей украинского народного декоративного искусства Украины.

К югу от руин Успенского собора стоит Трапезная палата с церковью, созданная по проекту архитектора В. Николаева в 1893-1895 гг. Росписи интерьера выполнены в начале XX века И. Ижакевичем, Г. Поповым и А. Лаковым. У северной стены Трапезной палаты находится могила известных украинских исторических деятелей Ивана Искры и Василия Кочубея - реликвия, напоминающая нам о Полтавской битве, о совместной борьбе русского и украинского народов против чужеземных захватчиков.

В центре Соборной площади возвышается Большая колокольня, построенная по проекту архитектора И.Г. Шеделя в 1731-1745 гг. Это величественное сооружение представляет собой восьмигранную четырехъярусную башню высотой 96,5 метра и отличается богатым архитектурно-художественным декором. Колокольня увенчана шлемовидным позолоченным куполом. В то время это было самое высокое башенное сооружение в России. На строительство колокольни израсходовано около 5 миллионов штук кирпичей разнообразных форм и размеров. В ее создании принимали участие местные народные мастера - крепостные лавры Степан Ковнир, Иосиф Рубашевский, Никифор Горох и другие.

На третьем ярусе висели колокола общим весом свыше 5 тысяч пудов (80 тонн!) Сегодня каждые четверть часа над заповедником плывет звон курантов - их часовой механизм весом 4,5 тонны соединен с системой из семи колоколов, которые отбивают музыкальную гамму. Восьмой колокол предназначен для часового боя. Пророческими оказались слова архитектора И.Г. Шеделя: "Тебя, величавое творение, созданное моим воображением и усердием, встретят торжественно потомки". На территории Верхней лавры размещается еще один ценнейший памятник украинского барокко - Никольская церковь (XVII в.). Барабан высокого грушевидного купола украшен резным по штукатурке растительным орнаментом, а фриз барабана - керамическими розетками. В здании бывшей монастырской больницы находится Государственный музей театрального, музыкального и киноискусства Украины. С видовой площадки Верхней лавры открывается прекрасная панорама на Заднепровье и архитектурные ансамбли Ближних и Дальних пещер. Два изолированных друг от друга пещерных лабиринта, вырытые в глубине высоких днепровских круч, получили свое название Ближних (протяженность 228 метров) и Дальних (протяженность 280,5 метра) в зависимости от их отдаленности от Успенского собора. Залегают они на глубине от 5 до 10 метров, ширина коридоров до 1,5 метра, средняя высота проходов – 2 метра. Геологическая структура почвы (пористый песчаник), поглощающей влагу, и постоянная годовая температура (плюс 10-12°) способствовали естественной мумификации захоронений, что позволило церковникам создать культ «нетленных мощей», якобы обладавших «чудодейственной» силой. Проповедуя смирение, терпение и веру в «загробную жизнь», духовенство стремилось держать народные массы в повиновении, отвлечь их от борьбы за свои права. Научные исследования лаврских пещер и мощей полностью развенчали легенды, на протяжении столетий служившие средством духовного порабощения народа. В Ближних пещерах находятся три церкви – Антониевская, Введенская и Варлаамовская. Иконостасы Введенской и Варлаамовской церквей отлиты из меди и позолочены в 1814-1819 гг. мастером Ф. Коробкой.

Из наземных сооружений самая древняя – Крестовоздвиженская церковь с тремя позолоченными куполами (1700 г.). Большую художественную ценность представляет иконостас, выполненный в стиле рококо резчиком К. Швериным (1767 г.). Интерьер расписан художником Д. Давыдовым в 1895 году в академическом духе. На откосе горы мастерами С. Ковниром и С. Итальянцем была возведена в 1763 году двухъярусная колокольня, придающая всему ансамблю Ближних пещер законченность и живописную выразительность. Колокольня является ценным памятником украинского зодчества середины XVIII века. В XIX столетии ансамбль Ближних пещер дополнился зданиями кухни, келий, домиком блюстителя пещер и подпорной стеной. От площади на Ближних пещерах по деревянной галерее можно пройти к Дальним пещерам, где размещаются три подземных церкви – Рождества, Феодосиевская и Благовещенская. Ансамбль наземных построек Дальних пещер состоит из двух небольших церквей, колокольни и келий. Самая древняя, увенчанная шатровым куполом, Аннозачатиевская церковь возведена в 1679 году над входом в пещеры. При выходе из галереи расположена стройная семикупольная церковь Рождества богородицы (1696 г.) с колокольней. Церковь эта – уникальное явление в истории украинской архитектуры. Она представляет собой трехкамерный храм с тремя высокими световыми куполами, к основному объему примыкают четыре небольшие пониженные часовни с апсидками и декоративными куполами. Сооружение впечатляет смелостью замысла и красотой силуэта.

На террасу, где расположена церковь, можно пройти через специально построенный корпус с аркадами, опирающимися на приземистые спаренные дорические колонки. Рядом находится кладбище-некрополь, где сохранились могилы героев Отечественной войны 1812 года – генералов П. Кайсарова и А. Красовского, генерал-фельдмаршала Ф. Остен-Сакена, адмирала Е. Путятина, генералов, участников освобождения Болгарии от турецкого ига в 1877-1878 гг. братьев С. и Н. Леоновых, С. Аксаковой (дочери известного русского писателя).

Самым удивительным сооружением ансамбля Дальних пещер является двухъярусная o колокольня, увенчанная изящным барочным куполом, вокруг которого по углам расположены устремленные ввысь острые шпили, создающие вместе с очертаниями купола редкий по красоте силуэт. Колокольня декорирована замечательной лепкой. Построил колокольню в 1761 году С. Ковнир.

Архитектурный ансамбль Киево-Печерскою заповедника имеет уникальную художественную и историческую ценность. Все строения размещены на необычной по красоте местности по принципу контраста высоких и низких объемов. Стройные колокольни прекрасно сочетаются с характерными силуэтами церквей и невысокими, сияющими белизной стен кельями и другими сооружениями, которые словно прячутся в густой зелени. Все это придает архитектурному комплексу удивительную живописность и оригинальность.

> Видео

 



Статьи по теме

+++ Ваша реклама здесь всего 30 грн. в месяц +++ Фотографии Киева смотреть здесь +++ Мы в соцсетях: Twitter, Google+ +++

Единая страна / Єдина країна

Баннер




При полном или частичном использовании материалов портала ссылка на infokiev.com.ua обязательна (в интернете - гиперссылка).
Info Киев не несет ответственности за достоверность информации опубликованной в рекламных объявлениях и републицируемых материалах.
Ответственность несут авторы информации. Info Киев может не разделять точку зрения авторов статей.

English French German Polish Russian Ukrainian
© 2018 Info КИЕВ. Все права защищены..