Info КИЕВ

Информационный портал

Пятница
Авг 14 
Главная Столичный гид Культовые учреждения Соборы, храмы Киево-Печерская Лавра Лаврские новости Закончена роспись центрального придела Успенского собора Киево-Печерской лавры

Закончена роспись центрального придела Успенского собора Киево-Печерской лавры

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Успенский собор Киево-Печерской ЛаврыНа склонах Днепра в Киеве теперь не виден знаменитый золотой купол колокольни Киево-Печерской лавры. Каркас, на котором он крепился, сейчас завернут в полиэтиленовую пленку. Сама колокольня стоит, огороженная строительными лесами. Посетители Лавры могут видеть, в каком плачевном состоянии находится каменная кладка жемчужины украинской сакральной архитектуры.

— На колокольне проведены первоочередные противоаварийные работы, — говорит заместитель директора Киево-Печерского историко-культурного заповедника Татьяна Майстерчук. — Научно-исследовательский институт «Укрпроектреставрация» подготовил проект и провел первоочередные работы: сняли купол и укрепили металлические конструкции, на котором он держался.
Реставрировать сам купол уже не было никакой возможности: изрешеченная снарядами после войн ХХ столетия медь пришла в очень плохое состояние и реставрации не подлежала. Медные листы купола (они не были аутентичными) мы описали и сохранили для экспозиции. Реставраторы уже соорудили новый купол. Но у нас закончились деньги. Обратите внимание: каменная кладка колокольни, в особенности ее карнизы, находится в крайне плачевном состоянии. Пока теплая погода, реставрацию необходимо продолжать.
Мы очень боимся не успеть привести в порядок колокольню к Евро-2012. Чтобы завершить работу — вплоть до позолоты купола (и создания в цокольном этаже музейной экспозиции), необходимо 30 миллионов гривен. Мы обратились за помощью к правительству. Лаврские фондохранилища переполнены уникальными экспонатами, потому мы бы хотели завершить и реставрацию четвертого корпуса, чтобы демонтировать часть наших сокровищ.
Но вот защитники памятников архитектуры восприняли происходящее с лаврской колокольней с большим подозрением.
— У нас есть мнение, что в результате проведенных без письменного разрешения работ изменится вид купола, — говорит общественный инспектор по охране культурного наследия и сотрудник одноименного главного столичного управления Юрий Чуриков. — Я поднимался к новым конструкциям купола с полностью замененной медной кровлей и то, что увидел, насторожило: купол изготовлен по технологии, которая может видоизменить его привычные очертания и облик. Позолота сделает его похожим на купол новостройки. Полная его замена нарушила основные принципы реставрации, главная цель которой — сохранение исторической достоверности объекта, его аутентичности.
Мы ведь не таким привыкли видеть купол Лавры — он имел неровности, шероховатости, наслоения вековых повреждений и их реставраций, напоминал нам историю, события которой не смогли его разрушить, как это произошло с Успенским собором. Уже месяц, как была назначена проверка, но инспекторов на территорию официально не пускают (я прошел туда нелегально, когда объект не охранялся). К чему такая кулуарность? Ведь не частный дом реставрируют! В свое время при проверках легче было пройти в Национальный банк или в Администрацию Президента Украины.
Но есть и хорошие новости из Киево-Печерского заповедника. Перед Пасхой художники закончили роспись центрального придела Успенского собора и убрали строительные леса. После выхода из СИЗО Руслан Иванович (начальнику главного столичного управления охраны культурного наследия, временно отстраненный от работы) получил от настоятеля Лаврского монастыря владыки Павла благословение на работу в соборе. С момента зарождения идеи восстановления Успенского собора и до сегодняшнего дня Руслан Кухаренко был одним из главных руководителей этого трудоемкого процесса.
Наконец вся центральная часть собора расписана. Эта уникальная работа продолжалась четыре года и завершена благодаря подвижничеству художников Пасивенко, Дмитренко, Прядко, Пиатковского, Чернокозенко, Мысникова, Стороженко, Матвиенко, Гончара, мастерской Аллы Ярош. Руководит работами Инна Дорофиенко из института «Укрпроектреставрация».
При полном отсутствии финансирования — годами не получая ни копейки за свой труд, люди ежедневно приходили и делали свое дело.
Возрожденный Успенский собор закрыли на роспись семь лет назад. Первые годы проводилась подготовительная работа. Проект росписи создан институтом «УкрЗападпроектреставрация».
По акварелям художника Солнцева, который в середине ХIХ века провел полную инвентаризацию живописи собора, были воссозданы все росписи храма. Много времени ушло на подготовку стен, эскизов, картонов, перенесение их на натуру. Только в прошлом году выделили деньги и расплатились с художниками.
Кстати, сам собор почти десять лет находился на балансе нашего управления. И лишь в прошедшем декабре Киево-Печерский историко-культурный заповедник наконец принял его под свою эгиду.
Но выполнено только 30 процентов росписей. Предстоит еще работы на три-четыре года. Необходимо расписать несколько приделов (Успенский собор состоит из семи приделов-церквей), алтарную часть, хоры, галереи. В центральном (Успенском) приделе можно уже видеть уникальные многофигурные композиции. Ни в одном православном храме нет таких изображений — всех семи Вселенских церковных соборов. Тут отцы церкви, цари Давид, Соломон, патриарх Исаак и Иуда. Есть и «Лестница Иакова на небеса», и канонические «Троица», Апостольский ряд, в парусах храма — Евангелисты, мученики, в арках — Бог Отец с силами и царями, агнцами и зверями. Сколько ликов! Наши художники проделали поистине титаническую работу! Вся их живопись полностью соответствует оригиналу ХVIII века.
В алтарной части находятся работы школы Верещагина конца ХIХ века. Это уже не украинское барокко, а академизм и немного модернизма. Данные росписи еще предстоит реставрировать. Кстати, при подготовке стен наши художники недавно обнаружили под слоями поздней росписи в алтарной части живопись XVII века. Ее также реставрируют. Напомню, что алтарная часть и часть Стефаниевского придела Успенского собора остались стоять после взрыва собора в 1941 году и во время его восстановления в начале 2000-х годов их удалось встроить в возрождающийся храм. Потому и сохранились древние фрески и часть живописи ХIХ века.

 

Факты

 



+++ Ваша реклама здесь всего 30 грн. в месяц +++ Фотографии Киева смотреть здесь +++

Единая страна / Єдина країна

Баннер



При полном или частичном использовании материалов портала ссылка на infokiev.com.ua обязательна (в интернете - гиперссылка).
Info Киев не несет ответственности за достоверность информации опубликованной в рекламных объявлениях и републицируемых материалах.
Ответственность несут авторы информации. Info Киев может не разделять точку зрения авторов статей.

English French German Polish Russian Ukrainian
© 2020 Info КИЕВ. Все права защищены..