Info КИЕВ

Информационный портал

Суббота
Авг 15 
Главная Столичный гид Личности Изобразительное искусство Саша Прахова - правнучка Владимирского собора

Саша Прахова - правнучка Владимирского собора

E-mail Печать PDF
Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Саша ПраховаИ неспроста, ведь она — прямой потомок Адриана Прахова (художник-график), первого профессора искусствоведения в Университете Святого Владимира, вошедшего в историю Киева как устроитель Владимирского собора.

АДРИАНУ Прахову мы обязаны тем, что внутренние своды и стены собора расписывали Васнецов, Нестеров, Врубель. Он поручил эту работу именно им. А они, надо признать, даже несколько превысили полномочия, выбрав прототипами своих картин женщин из семьи Праховых.

«Берегиня — Покрова — Оранта — Матерь Божья. Второе столетие она смотрит на нас глазами моей прабабушки Эмилии Праховой, — говорит Александра Прахова. — Ее лицо, прославленное гениальным и влюбленным Михаилом Врубелем в иконостасе Кирилловской церкви в Киеве, стоит рядом с образами самых прославленных и самых загадочных женщин всех времен — Нефертити, Джоконды, Мерилин».

КРАСНОАРМЕЙЦЫ В БУДЕНОВКАХ, ЛОШАДИ И СОБАКИ

Сын Адриана Прахова Николай, дед Саши, смолоду писал картины в стиле модерн. Доверчиво, без предубеждений, принял он пролетарскую власть и взялся за работу — заведовал художественной секцией губернского наробраза, входил в редколлегию отдела искусств Госиздата, возглавлял Всеукраинский Совет искусств. Вместе с другими молодыми художниками писал плакаты, разрабатывал эскизы для агитпоездов, клубов, воинских частей. В 1921 году он организовал Студию пластических искусств и преподавал там техническое рисование. К тем временам относятся и написанные углем и цветными мелками портреты красноармейцев в буденовках. (Не исключено, что они делились с ним частью своего красноармейского пайка). Впрочем, как функционер, дед, видимо, не слишком преуспевал. Прокормить семью было так трудно, что даже свойственная ему размашистая манера письма стала более сдержанной.

Жена Николая Анна Августовна Крюгер-Прахова, бабушка Саши, воспитанница Петербургской Академии художеств, мать пятерых детей, продолжила традиции семьи Праховых. На долю ее поколения выпало, правда, особенно много невзгод — революция, гражданская, а потом и отечественная войны. Однако она не прекращала работы, в том числе и преподавательской, вникала в стремления молодых художников, в новые, пусть даже абсурдные, веяния. Она писала много портретов, в том числе и групповых (на одном из них — ее дети-подростки, все вместе), но в историю отечественной живописи вошла прежде всего как анималист. С восторгом приглядывалась она к овцам и коровам, котятам и петухам, собакам, а особенно к лошадям, и ни, судя по картинам, отзывались на ее интерес нежным и грустным взглядом.

ДЕТСТВО СРЕДИ КАРТИН

Богоматерь с МладенцемВ следующем поколении Праховых-киевлян художников не было. Один из сыновей Николая и Анны стал авиатором, другой — звукооператором, третий (отец Саши, Николай Николаевич) — ботаником. Для них связь предков с Владимирским собором была по сути компроматом. Чтобы поступить в институт, Николаю пришлось доказывать свою лояльность к советской власти, работая молотобойцем. Зато любимая ботаника все же стала его судьбой и со временем помогла ему утолить страсть к путешествиям. Дипломная работа по флоре Якутии позволила ему несколько раз побывать на севере и даже выучить якутский язык. Русско-якутский словарь и сейчас стоит на книжной полке у дочери.

Саша с раннего детства росла среди картин в большой квартире на Львовской площади. Это был верхний этаж дома, где размещался кинотеатр имени Чапаева. Когда-то здесь жили только Праховы, но потом их потеснили, квартира стала коммунальной, и в три комнаты, оставленные прежним хозяевам, пришлось втиснуться деду с бабушкой, двум их дочерям с детьми и сыну с женой и дочкой. Маленькая Саша очень любила просторную столовую с полукруглым венецианским окном, где вкусно пахло краской и было много цветных мелков.

— Когда я была семилетней, дед уже не преподавал, но консультировал студентов дома, а я постоянно торчала рядом, прислушиваясь к его рассказам, — вспоминает Александра. — Летом отец, преподававший в университете, возил студентов на практику в Каневский заповедник и брал меня с собой. По ночам мы слушали пение птиц и учились распознавать их по голосам. Ходили мы и на раскопки скифского городища, в гости к археологам. Водохранилища тогда еще не было, зато были острова и озера. Когда отец начал работать над диссертацией о флоре Заилийского Ала-Тау, я ездила с ним в экспедицию на Тянь-Шань и уже всерьез работала там, зарисовывая растения. Ущелье Чимбулак я исходила вдоль и поперек и знала его лучше, чем киевские улицы. Место это, правда, тогда было диким и встретить там можно было разве что метеорологов. Зато утром прямо из палатки я ныряла в яркое высокотравье. И все в нем было первозданным — от тюльпанов до генциан.

КАЛЛИГРАФИЯ В РАНГЕ ЖИВОПИСИ

Александра Прахова начинала карьеру художника с иллюстрации детских книжек. Но потом книгоиздательское дело в нашей стране стало умирать, а работать в стол она не была готова, вот и решила «поменять размер».

— Именно тогда я увлеклась каллиграфией, — рассказывает художница. — Она у меня, правда, была хулиганская, эпатажная, но я первой в Украине возвела ее в ранг живописи. Тексты и буквы сами просились на бумагу и холст, да и в технике шелкографии было интересно ими оперировать. Теперь я даже в живописные полотна ввожу буквы и тексты.

Недавно Александре Праховой захотелось сделать совместную выставку бабушкиных и своих работ.(Разместить ее у себя готовы и Русский музей, и Музей духовного наследия). Этот проект заставил художницу задуматься, а как бы она написала то, что любила писать бабушка, — детей и цветы. Решила попробовать и убедилась, что этот путь может стать продуктивным. В серии акварелей «Сладкое» зрителю открывается волшебный мир, где живут птицы, зверушки и детвора. В нем ощутима «яркость спелых арбузов и красной калины. Уют зарослей дикого винограда. Романтика осенних прогулок. Торжественная таинственность морозного Рождества».

Прошлой осенью Александра Прахова сделала эксперимент — попробовала писать на стекле. Главный редактор журнала «АРХ’ИДЕЯ» Алла Батанова пригласила художницу в свой проект, где состязались дизайнеры, и она написала 18-метровой полотно на зеркале под названием «Ванная Набокова» с портретом, текстом, швейцарской сантехникой и пейзажами Монтре.

МАЙСКИЙ КОКТЕЙЛЬ

В последнее время Александра Прахова пишет так называемые «Большие письма или граффити» — шелкографские работы на полотне, картоне, бумаге. Отдельную выставку под названием «Тіні незабутніх предків» она посвятила женщинам своей семьи. Проект «Аква вита» наполнен радостью жизни в весеннем Киеве. Она предлагает зрителю «взять зелень киевских холмов, замесить на небесной голубизне, добавить синие днепровские воды, бронзу пляжей, украсить белым цветом каштанов, фиолетом сирени, красными тюльпанами и розовыми пионами и наконец подчеркнуть этот бешеный майский коктейль золотом куполов соборов Киева».

Сегодня Александра Прахова — известный в Киеве художник-график и живописец. Ее работы выставляются в Москве и Париже, Цюрихе и Познани, Хьюстоне и Львове. Многие из них отмечены международными и отечественными премиями. Живописные полотна Праховой приобрели галерея «Марс» в Москве, Музей современного искусства в Калининграде, японский концерн Мицубиси, Музей Людвига в Кельне, галерея Жоржа Алискевича в Париже, Музей женского искусства в Вашингтоне. Можно посмотреть на них и в Национальном художественном музее, в киевских галереях «Триптих», «Акварель», «36», «L-Art», «Irena», «Minolta Ukraine».

В доме у Александры Праховой, едва переступив порог, застреваешь у первой же картины. А их тут множество, ведь в семье рисует не только она, но и ее муж Евгений Гончаров. Их сын Николай Гончаров тоже художник. Рисует и внук Николай Гончаров-младший. Ему, правда, всего три года, но у бабушки с дедом он играет исключительно кистью и красками. Его картинки, оправленные в рамки, — полноправные экспонаты домашней галереи. Династия продолжается.

 



+++ Ваша реклама здесь всего 30 грн. в месяц +++ Фотографии Киева смотреть здесь +++

Единая страна / Єдина країна

Баннер



При полном или частичном использовании материалов портала ссылка на infokiev.com.ua обязательна (в интернете - гиперссылка).
Info Киев не несет ответственности за достоверность информации опубликованной в рекламных объявлениях и републицируемых материалах.
Ответственность несут авторы информации. Info Киев может не разделять точку зрения авторов статей.

English French German Polish Russian Ukrainian
© 2020 Info КИЕВ. Все права защищены..